21 октября Европейский суд по правам человека полностью удовлетворил жалобу организаторов московского гей-прайда на действия российских властей. Подробности итогов дела сообщили на пресс-конференции представители оргкомитета гей-прайда и юристы.
Страсбургский Суд единогласно постановил, что, отказав в согласовании 164 шествий и пикетирований, планировавшихся гей-активистами 27 мая 2006 года, 27 мая 2007 года и все дни мая 2008 года, Россия нарушила статью 11 (право на свободу собраний), статью 14 (запрет дискриминации) совместно со статьей 11, а также статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции. По словам заявителя по делу Николая Алексеева , этого решения истцы ждали пять лет. «По иронии судьбы, оно вынесено в день назначения нового мэра Москвы, — отметил он. — То, что произошло, будет иметь огромное значение для развития свободы собраний в России. Это первое решение Европейского суда по закону о свободе собраний 2004 года. Наша жалоба удовлетворена по всем основаниям и по всем статьям. Причем решение принято единогласно, с участием судьи из России, никто никаких особых мнений не высказывал».
По словам Алексеева, это «историческое решение». «Это первое решение, принятое по закону 2004 года, — аргументировал он. -Хотя оно, судя по всему, станет прецедентом для всех остальных решений. Ждет своего часа огромное количество дел по свободе собраний в России. Но мы оказались первыми, победившими в Европейском суде, добившимися своего права на свободу собраний».
«Важно, что решение Европейского суда имеет значение для российских организаторов публичных мероприятий. Это касается судебной защиты, процедура согласования публичных мероприятий, — подчеркнул Алексеев. — Тут два пути. Каждый организатор публичных мероприятий должен иметь возможность до даты публичных мероприятия получить судебное решение. Если его мероприятие запрещено — а это исключительный случай в российском законодательстве, хотя это и вошло в практику — суды должны принимать решение, как в случае со снятием кандидата на выборах — до даты публичного мероприятия. Это, на мой взгляд, будет наиболее важным последствием сегодняшнего решения. Либо следует менять закон о митингах, шествиях и демонстрациях, либо Гражданско-процессуальный кодекс, который говорит, когда и в какие сроки рассматриваются конкретные дела. В любом случае, принятое решение будет иметь далеко идущие последствия с точки зрения законодательства».
В 2011 году организаторы планируют провести московский гей-прайд 28 мая. «Никто, в том числе новая московская власть, запретить нам это не сможет. Иначе уже будут привлекаться политические механизмы, в том числе комитет министров совета Европы, который занимается мониторингом соблюдения решения ЕСПЧ . Если оно не будет соблюдаться, мы б
1fbf
удем добиваться привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и к исключению России из Совета Европы за невыполнение международных обязательств, — подчеркнул Алексеев. — Но мы надеемся на конструктивный диалог с новыми московскими властями, на то, что наше мероприятие на основании этого судебного решения, будут санкционированы и правоохранительные органы обеспечат нам безопасность в их проведении. Новые московские власти должны признать, что нужно что-то менять в отношении к секс-меньшинствам и в отношении к публичным мероприятиям вообще. Я рад, что мы внесли свой вклад в развитие свободы собраний в России».
Как пояснил адвокат Дмитрий Бартенев , решение ЕСПЧ важно потому, что оно касается фундаментального права в демократическом обществе — свободы собраний. «Реализация этого права является условием демократии, в том числе в отношении таких вопросов, которые вызывают неприятие, неодобрение большинства граждан. ЕСПЧ подчеркнул, что соображения морали, на которые упирали московские власти, запрещая гей-прайд, не являются основанием для запрета публичных акций, — отметил он. — Решение, когда оно будет переведено на русский язык, станет ориентиром в толковании всех тех неправильных не соответствующих закону правоприменительных решений российских судов, которые отказывают в регистрации организациям, которые собираются защищать права геев и лесбиянок в России, запрещают публичные акции, публикации и так далее. Это все не соответствует Европейской конвенции». При том, что закон 2004 года достаточно прогрессивен, но практика его применения показывает, что нужна политическая воля для того, чтобы он применялся правильно, в соответствии с Конституцией, добавил юрист.
Как отметил член оргкомитета гей-прайда Николай Баев, возможно, это решение суда станет отправной точкой, благодаря которой возможно будет в дальнейшем развивать требования равноправия, в деле принятия антидискриминационных, антигомофобных законов, которые нужны России. Общественники также возлагают определенные надежды на новую столичную администрацию. «Мы надеемся, что новый мэр Москвы Сергей Собянин будет более прагматичен в вопросах соблюдения российского и международного законодательства», — добавил Баев.
Решение Европейского Суда является обязательным для исполнения на территории России, являющейся членом Совета Европы. Таким образом, власти не только в Москве, но и в других российских городах обязаны разрешить шествия и пикетирования в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации. Как отметил Николай Алексеев, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости о последствиях решения для других российских регионов (а не только Москвы), в ЕСПЧ лежат дела по аналогичным акциям в Рязани, в Тамбове, планируют обратиться в Европейский суд и организаторы гей-прайда в Санкт-Петербурге. В суде лежит жалоба на тамбовского губернатора Олега Бетина , заявившего, что «гомиков надо рвать и поветру бросать их куски», и еще ряд дел о защите прав ЛГБТ в России. «Эта история будет продолжаться, — подчеркнул Алексеев. — Но согласно принятому сегодня решению, эти мероприятия следует разрешить во всех городах России. В том числе, например, и в Грозном».
«Теперь мы намерены добиваться привлечения к уголовной ответственности по статье 149 УК РФ бывшего мэра Лужкова и ряд чиновников московского правительства и префектуры Центрального административного округа столицы за воспрепятствование проведению публичных мероприятий, — добавил Алексеев. — Кроме того, через Квалификационную коллегию судей мы будем добиваться отстранения от судейской практики тех судей, которые ответственны за вынесение неправосудных решений, признававших законными запреты наших акций».