Российские мусульманки готовы слепо следовать за арабской модой?

Уверения некоторых мусульман в том, что ношение женщиной платка-хиджаба — следствие ее личного выбора, во многом противоречат современной российской реальности. В целом же «хиджабизация» России свидетельствует об экспансии радикальных форм ислама. Таков итог дискуссии, прошедшей 21 октября в ходе мультимедийного видеомоста «Хиджаб: свобода выбора или навязанная традиция?», связавшего Казань, Москву и Санкт-Петербург.

Тезис «хиджаб — личный выбор» отстаивала московская участница разговора, президент благотворительного фонда «Солидарность» Лилия Мухамедьярова , заявившая, что «хиджаб никому из женщин не навязывается», тем более что этим термином называется не только головной платок, но и «воспитание, внутренняя вера, то, что называют «внутренним хиджабом».

Ей возразила эксперт Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университета Яна Амелина , напомнившая о недавних инцидентах в Чечне, когда женщин, появившихся на улице без платка, обстреливали шариками с краской, угрожая принять еще более жесткие меры. Всего три года назад, отметила она, подобных ситуаций в Чечне не возникало. За тот же период число «покрытых» мусульманок на улицах Казани также существенно увеличилось. Все это явно свидетельствует о том, что идеи радикального ислама в арабском его варианте постепенно овладевают российской уммой.

Ни для кого не секрет, что одежда — это не просто способ прикрыть тело от неблагоприятных природных условий, но прежде всего — культурный код. Переход на «арабскую форму одежды» женщин из российских регионов, традиционно исповедующих мягкий ислам ханафитского мазхаба, означает внедрение, в частности, в Татарстане не только и не столько арабской моды, но и чуждого татарам религиозного мировоззрения в радикально-исламском варианте.

Рассуждая о причинах запрета ношения хиджаба в Европе, автор бестселлера «Мечеть Парижской Богоматери» Елена Чудинова указала, что «хиджаб не нужен в Европе не потому, что он хиджаб, а потому, что следом он повлечет никаб, паранджу и прочее». Она также напомнила, что Россия не является исламской страной, о чем сейчас не стесняются публично мечтать некоторые молодые российские мусульмане-радикалы.

Высказывания Амелиной и Чудиновой вызвали протесты мусульманских журналистов, собравшихся в московской студии, а одна из девушек-мусульманок даже попыталась убедить своих оппонентов, что православная женщина, как и последовательница ислама, должна постоянно ходить в платке. Это, по ее мнению, является для православных «каноническим требованием», а Чудинова «склоняет их к католичеству». Возразить по существу, например, попытаться опровергнуть факт радикализации российской уммы, никто из участников дискуссии с исламской стороны не только не сумел, но даже не попытался.

Видеомост был организован РИА «Новости» при поддержке ИА «Татар-информ» в рамках совместного проекта, цель которого в ходе прошедшей дискуссии не обсуждалась. На предыдущем видеомосте , связавшем Москву,
11a2
Киев и Казань, участники делились мнениями по теме «А было ли татаро-монгольское иго?» и пришли к выводу, что «никакого ига не было, а если и было, то оно являлось благом для Русского государства».