В Югре готовы сохранить стойбищные школы. Такое решение принято в ходе круглого стола «Развитие системы образования коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре», прошедшего в Центре ситуационного анализа Правительства ХМАО — Югры в рамках Дней родственных финно-угорских народов. Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщили в отделе по связям с общественностью общественной приемной депутата Алексея Андреева .
Участники признали, что проблема законности образования коренного населения без отрыва от естественной культурной среды является очень актуальной.
В ходе мероприятия обсуждалась проблема изучения родных языков и существующая система подготовки кадров из числа лиц коренной национальности, а также возможность принятия закона «О стойбищных школах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», проект которого в качестве законодательной инициативы внесен Ассамблеей коренных малочисленных народов Севера. Концепция законопроекта направлена на организацию в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционного хозяйствования, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера.
Первый заместитель директора департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры Любовь Ковешникова заявила: «Разрабатывать и поддерживать закон, конечно же, нужно. Поддерживать такие формы как стойбищное образование однозначно нужно, потому что мы понимаем, что такая среда для ребенка будет более сберегающей и сообразной условиям его жизни. В данном случае, кроме альтернативного документа, который разрабатывается, необходима еще и поддержка сообщества в формировании у родителей потребности и понимания того, что обучение детей в условиях стойбища необходимо».
Актриса театра обско-угорских народов, студентка педагогического отделения Югорского университета Евгения Молданова обратила внимание, что нельзя ставить на одни весы душевно-психологическое состояние ребенка и санитарные нормы, предписанные законами.
По словам инициатора законопроекта, депутата Думы Югры Алексея Андреева , речь идет не о реформе всего образования для коренных жителей, а лишь о законодательном закреплении такой формы образования: «Необходимо узаконить саму возможность создания стойбищных школ, для коренных граждан, имеющих желание дать образование детям в месте своего проживания».
В настоящее время законопроект прошел согласование с Государственно-правовым управлением Думы и дорабатывается. Участники круглого стола приняли решение обратиться в органы государственной и исполнительной власти автономного округа с предложениями о необходимости разработк
120d
и и принятия закона «О кочевых школах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», о создании сети национальных образовательных учреждений в местах компактного проживания коренных народов и улучшения материально-технической базы существующих школ. Также принято решение о создании рабочей группы по доработке законопроекта.