Володин напоследок разоблачил порочную практику "ЕР"


  Володин напоследок разоблачил порочную практику "ЕР"

Буквально на днях, когда Вячеслав Володин был еще не вице-премьером и руководителем аппарата правительства, а всего лишь секретарем президиума генерального совета «Единой России», он с энтузиазмом делился своими планами организации подготовки этой одиозной структуры к мартовским региональным выборам. (См. «Коммерсант» от 20.10.2010, «Единая Россия» обойдется без Никиты Белых» — прим. ред.).

Что он хотел сказать — ему виднее. Но, во всяком случае, отчасти он сказал что-то не очень вразумительное, отчасти — явно проговорился и сказал лишнее.

Во всяком случае, он открыто признал, что прежняя ставка «ЕР» на «паровозы» начала давать сбои. По его словам, на осенних выборах бывали случаи, когда статусные единороссы приходили последними.

В этом признании можно увидеть точно подмеченные черты последнего времени.

«Единая Россия» только что сдала нескольких своих тяжеловесов — Лужкова, Шаймиева, Рахимова, Росселя, Илюмжинова. И сразу возникает вопрос: на кого она теперь может опираться в борьбе за избирателей, которые раньше голосовали за нее во многом только потому, что местный список возглавлял самодостаточный и авторитетный политик.

«ЕР» начинает напоминать дракона, отрубившего самому себе несколько голов. И те, кто следит за балансом сил на политической арене, чтобы знать, на кого ставить, кому присягать, начинает задумываться о том, на что собственно этот дракон способен. Если он сам отсек насколько своих самих сильных голов, то чего тогда стоят оставшиеся.

Естественно, «ЕР» необходимо как-то снять эти сомнения. И начальник ее предвыборного штаба заверяет: да не стали мы слабее! Не нужны нам эти тяжеловесы. От них только вред. И чем меньше будет у нашего дракона голов, тем лучше!

В известном смысле он прав: чем меньше у дракона голов, тем лучше людям. Потому что, строго говоря, хороший дракон — это дракон обезглавленный. И чем меньше в «Единой России» будет серьезных людей, тем сложнее будет этому муляжу обманывать других, неискушенных людей, выманивать их голоса и превращать их доверие в средство своего обогащения и своей карьеры. И чем больше «своих» она предаст, тем больше ее будут презирать, тем меньше будут связывать с ней свою судьбу и возлагать на нее свои надежды.

Однако есть и другая сторона, другое обстоятельство последнего времени, которое невольно выражают признания Володина.

Как оказалось, в ходе последних избирательных кампаний местные единороссы шли на выборы, зачастую максимально дистанцируясь в своей риторике от власти, партийного начальства и осуществляемой политики. Создавалось впечатление, что в стране две «Единые России» — одна послушно готова голосовать в парламенте и местных заксобраниях за любую нелепость, предлагаемую властью. Другая — чуть ли не противостоит первой, энергично критикуя все, что
1000
та поддерживает.

Кажется, складывается забавное, но показательное противоречие: на выборах еще нельзя победить, не имея организационной поддержки «Единой России», но уже нельзя победить, не критикуя политику, лакейски поддерживаемую той же «Единой Россией».

Касаясь предстоящих выборов в Кировской области, Володину был задан очевидный вопрос: как быть «ЕР» в этом случае, не ставить же на первое место в списке Никиту Белых?

Ответ был такой: «Должно быть желание губернатора в первую очередь. У нас много известных людей, поэтому не обязательно востребовать административный ресурс. Мы уже показали, что можем обходиться без него, это должно быть там, где органично вписывается в политическую систему региона».

До сих пор, правда, желанием должностных лиц особо не интересовались: десятки членов КПРФ были просто по факту записаны в «ЕР». А Ресин, например, до сих пор не может себе объяснить, зачем он вступил в «Единую Россию».

Но про желание губернатора — это правильно. Белых явно таким желанием не горит.

Вторая фраза ответа — «У нас много известных людей, поэтому не обязательно востребовать административный ресурс» — просто замечательна. С одной стороны, она признает, что «ЕР» ставит губернатора во главе списка потому, что не может обойтись без административного ресурса. С другой, она озадачивает и интригует: если в партии много известных людей и она могла бы обойтись без этого специфического ресурса, зачем она к нему прибегает? По факту ведь получается, что иначе не может.

Третья же фраза — и вовсе великолепна: «Мы уже показали, что можем обходиться без него, это должно быть там, где органично вписывается в политическую систему региона».

Где и когда «ЕР» показала, что может обходиться без административного ресурса — это большая тайна, просто потому, что она нигде еще не проводила кампании без него.

Если предположить, что под «административным ресурсом» имеется ввиду особый вид мошенничества, соединяемый со злоупотреблением властью, то Володин, наверное, хотел сказать, что это соединение мошенничества со злоупотреблением «ЕР» применяет там, где оно органично для региона, и не применяет там, где оно неорганично.

Что значит мошенничество и злоупотребление органичное и неорганичное — ему, наверное, виднее. По богатому партийному опыту.

Но, очевидно, получается, что мошенничество и злоупотребление органично там, где его применяет «Единая Россия», и неорганично там, где она его не применяет.

А тогда поучается, что там, где есть «ЕР», органично есть и мошенничество со злоупотреблениями. А там где «ЕР» нет — органично их отсутствие.

То есть, судя по всему, Володин хотел сказать, что мошенничество и злоупотребление властью — органичная черта «Единой России».

Сам же Володин отныне будет руководить аппаратом правительства, а не избирательным штабом «Единой России». Если он сам согласился сменить штаб партии на штаб правительства — это можно считать его оценкой этого штаба и этой партии. Если не сам — это можно считать показателем того, насколько власть считается с мнением «руководителей партии».

Можно, правда, предположить, что он отныне неформально совместит две должности — и тогда это будет равносильно признанию в том, что обеспечивать избирательную кампанию «правящей партии» можно только с административным ресурсом и властными полномочиями заместителя председателя правительства.